19.04.2024

Рыбалка в водоохранных зонах

Spread the love

Рассмотрим одну из статей Водного кодекса, которая вызвала многочисленные споры, массу дискуссий и недоумений, до что там недоумения, порой просто негодование. Это глава 6 «Охрана водных объектов», статья 65, часть 15, пункт 4. Вот что там сказано:

«В границах водоохранных зон запрещаются движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.»

Есть рыболовы, которые ходят на рыбалку пешком. Их этот пункт, конечно, не касается, Но, все-таки, подавляющее большинство любителей рыбалки приезжают на рыбалку на личном автотранспорте. И вот тут возникает масса вопросов.

Во-первых, как нести на такое расстояние снаряжение до береговой линии, ведь ширина водоохранной зоны в основном составляет, в зависимости от водоема, от 50 до 200 метров. Современная рыбалка предполагает довольно увесистый набор снастей и прочих средств, необходимых для рыбалки. Не все же молоды, не все же спортсмены. А после рыбалки надо еще улов тащить, и, как правило, в гору. А еще и мусор надо прихватить. Многие жалуются, что не могут спокойно рыбачить, если не видят рядом с собой свою машину. Были же случаи, когда снимали колеса, проникали в салон. Охраняемых стоянок на водоемах, вдали от цивилизации, нет.

Если вы внимательно прочитаете статью 65 Водного кодекса, то поймете, что движение по дорогам и стоянка на дорогах в водоохранных зонах не запрещены. Тогда возникает вопрос: что же такое дорога с точки зрения Закона. Федеральный закон №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», принятый 15 ноября 1995 года, с изменениями от 28.12.2013, статья 2 гласит:

«Дорога — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.»

Из перечисленного в последнем предложении нас интересует только обочина. Другими словами говоря, если в пределах водоохранной зоны проходит дорога, в т. ч. грунтовая, то по ней можно двигаться и оставлять машину на обочине. Специально оборудованная стоянка на берегах водоемов в подавляющем большинстве случаев отсутствует. Поэтому кроме обочины стоять автотранспорту больше негде. А если ваш автомобиль движется вне дороги и остановился на травке возле самого берега, то тут налицо явное нарушение Закона.

Вот еще одна статья Водного кодекса, касающаяся любительского рыболовства. Это статья 6 «Водные объекты общего пользования», часть 8, которая гласит:

«Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.»

В ней тоже упоминаются механические транспортные средства, т.е. еще раз сказано, что использовать автомобильный транспорт в пределах береговой полосы нельзя.

ТЕРМИНЫ

Теперь необходимо определиться с терминами: что такое береговая линия, что такое береговая полоса, что такое водоохранная зона и что такое прибрежная защитная полоса.

Береговая линия – это граница водного объекта. Она определяется для:

1) моря — по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды — по линии максимального отлива;

2) реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера — по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом;

3) прудаводохранилища — по нормальному подпорному уровню воды;

4) болота — по границе залежи торфа на нулевой глубине.

Береговая полоса – это полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования предназначенная для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 м, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет 5 м.

Водоохранная зона — это территория, которая примыкает к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озерводохранилищ и на которой устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Прибрежная защитная полоса – территория в границах водоохранной зоны, на которой вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

ШИРИНА

Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается в зависимости от их протяженности от истока до устья: — до 10 км – 50 м; — от 10 до 50 км – 100 м; — от 50 км и более – 200 м.

Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озераводохранилища с акваторией менее 0,5 кв. км, устанавливается в размере 50 м. Ширина водоохранной зоныводохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.

Ширина водоохранной зоны озера Байкал устанавливается отдельно (Федеральный закон от 1 мая 1999 года № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал»).

Ширина водоохранной зоны моря составляет 500 м.

Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет 30 м (от береговой линии) для обратного или нулевого уклона, 40 м для уклона до 3 град и 50 м для уклона 3 и более градуса.

Для проточных и сточных озер, расположенных в границах болот и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы составляет 50 м. Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), составляет 200 м независимо от уклона прилегающих земель. На территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоныприбрежной защитной полосы измеряется от береговой линии.

ПРОТЯЖЕННОСТЬ

Если с понятиями «береговая линия» и «береговая полоса» все понятно — они по определению простираются на протяжении всего водоема, то возникает вопрос: Водоохранная зона – она где? Везде, на протяжении всего водоема, или нет? В водном кодексе указана только ширина водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, т.е. расстояние от берега. А какова их протяженность?

Протяженность водоохранной зоны, как и береговой линии, равна протяженности водоема. А протяженность прибрежной защитной полосы различна для разных водоемов. Как узнать границы прибрежной защитной полосы?

ГРАНИЦЫ

Границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полосводных объектов устанавливаются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 января 2009 г. № 17 «Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов».

В Постановлении сказано, что установление границ осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, которые обеспечивают определение ширины водоохранной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта, описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек, отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах, установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков. Сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе картографические материалы, вносятся в государственный водный реестр.

Они же (органы государственной власти субъектов Российской Федерации) обеспечивают размещение специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полосводных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и поддержание этих знаков в надлежащем состоянии.

Как простой человек, не имеющий доступ к картографическим материалам, с описанием границ водоохранных зони границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек, может узнать границы водоохранной зоны или прибрежной защитной полосы? Не иначе, как по наличию специальных информационных знаков.

Немало дискуссий вызвала часть 18 статьи 65 Водного кодекса, в которой идет речь об установлении на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков. В статье указано, что, установление специальных информационных знаковосуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Т.е. тут надо знать Постановление Правительства РФ от 10 января 2009 г. № 17 «Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов», которое определяет Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов. В этом постановлении описываются образцы информационных знаков.

Что касается информационных знаков о наличии водоохранной зоны и ее ширине, тут среди рыболовов развернулась жаркая дискуссия. Мол, если нет знака, то нет и запрета. Это не так. В отличие от дорожных знаков, наличие знака на водоеме возможно, но необязательно. Отсутствие информационных знаков, к сожалению, не освобождает от ответственности, так же как и незнание законов. Гражданин обязан самостоятельно исполнять требования норм природоохранного законодательства.

В части 5 статьи 6 «Водные объекты общего пользования» сказано, что информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления не только посредством специальных информационных знаков, но и через средства массовой информации. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.

НАКАЗАНИЕ ЗА НАРУШЕНИЕ

Какое наказание предусмотрено Законом за нарушение п. 4 ч.15 ст. 65 Водного кодекса?

За нарушение п. 4 ч.15 ст. 65 Водного кодекса (движение и стоянка транспортных средств в пределах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы) предусмотрено административное наказание по ч.1 ст. 8.42 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях в виде штрафа – от 3000 до 4500 рублей на каждого правонарушителя.

ПРЕПЯТСТВИЕ СВОБОДНОМУ ДОСТУПУ К ВОДНОМУ ОБЪЕКТУ

Кстати, нередко можно увидеть заграждения, установленные теми или иными лицами самовольно.

Вот выдержки из статьи 6 «Водные объекты общего пользования» Водного кодекса.

Водоемы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования.

За это нарушение, предусмотренное статьей 8.12.1. КоАП РФ «Несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе», накладывается штраф на граждан в размере от 3000 до 5000 руб.; на должностных лиц — от 40000 до 50000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 40000 до 50000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 200000 до 300000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

МОЖНО ЛИ РЫБАЧИТЬ В ПРИБРЕЖНОЙ ЗАЩИТНОЙ ПОЛОСЕ?

Не редко у рыболовов возникает и такой вопрос: Запрещена ли рыбалка в водоохранной зоне или прибрежной защитной полосе?

Нет, не запрещена. Чтобы это понять, вернемся к статье 65 главы 6 «Охрана водных объектов» Водного кодекса.

Там указано, что в водоохранных зонах устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности, и что в границах прибрежных защитных полос вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Что такое хозяйственная деятельность, думаю, понятно, а что такое «иная деятельность» требует разъяснения. Любительское рыболовство не подпадает под понятие «иная деятельность». Иная деятельность – это, прежде всего, деятельность, т.е. это понятие экономическое. А рыбалка – это отдых, а не деятельность. Другими словами говоря, рыбалка в прибрежных защитных полосах не запрещена. Ограничен лишь въезд на автотранспорте.

ВЫПАС И ВОДОПОЙ НА БЕРЕГУ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ

Кстати, нередко можно встретить на берегу выпас и водопой сельскохозяйственных животных.

Кроме того, что выпас животных причиняет определенные неудобства отдыхающим и, в частности, рыболовам, это еще и запрещено все той же статьей 65 Водного кодекса, часть 17 которого гласит:

«В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.»

МОЖНО ЛИ МЫТЬ МАШИНУ НА БЕРЕГУ?

Мыть автомобили рядом с водоёмами или в природоохранных зонахзапрещено на территории всей России, разнятся только штрафы в регионах. Также это действие попадает под восьмую главу КоАП: «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования».

Добавить комментарий