Бортовые удочки — это обычно удочки небольшой длины, которые используются для ловли с лодки в отвес или почти в отвес. Материал, из которого они изготавливаются, не имеет большого значения, так как в забросе удильник не участвует, а вываживание достаточно часто производится просто за леску, как в зимней рыбалке.
Ловить леща с лодки намного удобнее, чем с берега. Достаточно часто при этом используются бортовые удочки, которые позволяют ловить как на течении, так и в стоячей воде. Ловля на них позволяет реализовать все плюсы лодки для рыболова, а также использовать недорогой зимний эхолот.
Одно из главных преимуществ — она стоит очень недорого и может быть изготовлена самостоятельно. Так обычно и поступает большинство рыболовов. Бортовые удочки изготавливаются из верхних хлыстиков для поплавочной удочки, из старых спиннингов, в том числе и сломанных, из фидерных удилищ. Рыболовным магазинам также есть что предложить: в продаже имеются множество недорогих удильников, которые могут использоваться в качестве бортовых. Да и зимние удочки зачастую можно использовать в этом качестве с некоторыми ограничениями.
Второе преимущество — это возможность использовать большое их количество, что обычно повышает шансы на поклёвку. С каждого борта лодки рыболов может установить по три-четыре удильника — зависит от размера лодки. Если встать на прикормленном месте, это абсолютно не даёт скучать, и рыболов будет только тем и заниматься, что тягать из воды лещей одного за другим.
Благодаря большому количеству и их небольшому размеру, появляется возможность ловить на них с лодки вдвоём. Один ставит несколько удочек со своего борта, второй — со своего. И два рыболова никак не будут мешать друг другу, что произошло бы при ловле длинными удилищами, которыми приходится время от времени производить широкие махи при забросе и согласовывать их с напарником. Это прекрасная возможность половить с другом, приобщить к рыбалке сына или даже жену.
И это действительно возможно, ведь ловля на такие снасти не потребует особых умений, квалификации рыболова. Здесь нет сложных катушек, нет надобности выполнять качественно и точно заброс. Снасть, хотя и может запутаться, но происходит это достаточно редко. А если и запутывается — всегда есть возможность достать новую, а её отложить в рюкзак. Ведь стоимость удочки невелика, размеры тоже, и это позволяет возить с собой большое их количество.
Недостатки бортовой удочки
Несмотря на достоинства, такие удочки при ловле леща могут иметь недостатки. Самый первый недостаток — ловить можно только с лодки. Конечно, такой способ можно использовать при ловле с пристаней, набережных, барж. Но при этом рыболов будет очень жёстко привязан к конкретному месту ловли, где рыбы может и не быть. А при обычных способах ловли с берега выбора больше.
Второй недостаток — ловля производится на достаточно большой глубине. На глубинах менее полутора-двух метров лещ под лодкой, как правило, стоять не будет — он пугается и её тени, и шума, который всегда производит находящийся в ней рыболов. В некоторых водоёмах, например, в небольших речках, будет не так много мест, где больше двух метров глубины. Да и лещ зачастую выходит кормиться на отмели, игнорируя глубокие участки.
Третий недостаток — затруднённость при ловле на волне. Лодка в этом случае будет раскачиваться, даже на слабой волне. При этом бывает достаточно сложно отслеживать поклёвку из-за того, что трудно обеспечить постоянное натяжение лески от сигнализатора до крючка. Этот недостаток частично компенсируется использованием специальных конструкций и сигнализаторов поклёвки.
Мини-фидер
Удочка, выпускающаяся некоторыми компаниями и позволяющая ловить фидером в зимнее время. Благодаря достаточно длинному кончику и мягкому строю она позволяет хорошо компенсировать колебания лодки на волне без отрыва грузила. Эту удочку можно просто купить в магазине и сразу использовать в качестве бортовой. Не обязательно ловить с кормушкой, однако нужно ставить тяжёлый груз на неё, чтобы он не отрывался при колебаниях лодки ото дна.
Использование оснастки инлайн с очень длинным отводом или патерностера с очень длинной, примерно полметра, петлёй для груза-кормушки позволяет ловить мини-фидером на большей волне, чем при обычном глухом креплении груза к леске.
Бортовая удочка с кивком Щербакова
Эта система кивков была описана братьями Щербаковыми в видео, посвящённым зимней ловле. Автор статьи ловил на такой кивок и с бортовой удочкой, при этом он отлично себя показал. Кивок такого типа позволяет легко перестроить удочку под любую огрузку, однако для ловли он должен иметь значительно большую длину рабочей части — не менее полметра. На волне такой кивок совершает ритмичные колебания и компенсирует натяжение лески.
Поклёвку видно как сбой в ритмичных колебаниях кивка, в том числе и на подъём, что очень важно при ловле леща — он почти всегда берёт на подъём. Можно использовать достаточно слабую огрузку при ловле, сравнимую с огрузкой поплавочной удочки, и ловить осторожного леща. Кивок предельно чувствительный и показывает самое тонкое прикосновение к наживке, может применяться и при ловле мелкой рыбы. Кивок в магазине не продаётся и его придётся изготавливать самостоятельно.
Удочка broken-tip
Конструкция удочки системы Алексея Стаценко была подробно описана на видеоканале Salapin.ru. Конструкция её представляет бортовую удочку, у которой вершинка, выполняющая роль кивка, имеет длину около 30-40 см и соединяется с основной частью при помощи гибкой пружинки. При этом кивок компенсирует колебания лодки на волне, совершая ритмичные движения. Поклёвку видно и на подъём, и на потяг.
Оригинальное крепление при помощи магнитов, что очень удобно. Удочка сделана по системе кобылки достаточно большого размера, что даёт много преимуществ, и может быть изготовлена рыболовом самостоятельно.
Удочка со скользящим поплавком
Такая удочка отлично компенсирует колебания лодки даже на сильной волне. Сигнализатором здесь выступает скользящий поплавок, который находится на поверхности воды. Участок лески от удилища до него обычно просто провисает, и при высоте волн даже до 50 см можно спокойно ловить. Скользящий поплавок для такой удочки обычно берётся достаточно большой длины, чтобы его можно было видеть среди волн — антенна его имеет длину до полметра.
При этом он может как держать насадку в подвешенном состоянии, как при обычной ловле с поплавком, так и служить сигнализатором для донной снасти со скользящим грузилом, неподвижно лежащим на дне. Его можно также применять при ловле леща на мормышку, которой можно придавать колебания, независимые от волн, или предоставив ей свободно колебаться на волнах.
Так можно ловить и другие виды рыб, используя и зимние блёсны, и балансир. Недостаток данной удочки — неудобно вываживать рыбу из-за того, что поплавок часто не успевает скатываться вниз по леске и застревает в тюльпане удилища, из за чего приходится вытаскивать снасть за леску.
Боковой кивок с бубенчиком
Простой и эффективный сигнализатор поклёвки, который можно сделать из достаточно жёсткого бокового кивка, закрепив на нём бубенчики возле основания. Кивок будет совершать ритмичные колебания на волне, при этом бубенчик звенеть не будет, так как всё будет происходить плавно, без рывков.
При поклёвке обычно происходит более резкое движение, которое сразу вызовет звон. Недостаток данной удочки — бубенчик обычно жёстко закрепляют на кивок, чтобы его вес не влиял на его работу. Поэтому вываживание удилищем и катушкой будет сопровождаться жутким звоном, и лучше тащить за леску.
Зимние удочки, которые можно использовать в качестве бортовых
Сразу стоит отбросить короткие удочки для ловли на мормышку. Они не очень удобны в качестве бортовой, не позволяют гасить колебания за счёт гибкости бланка удилища. Длина их приводит часто к тому, что леска будет цепляться за борт лодки, да и поклёвку будет видно не очень хорошо.
Больше подойдут удилища с катушкой, применяемые при ловле на блесну и балансир. Обычно они имеют достаточную длину, и ловить с ними гораздо комфортнее. Кроме того, на них тюльпанчик ставится на расстоянии от кончика, что позволяет закреплять кивок, снимать его и регулировать, а также часто имеется дополнительное мотовильце, которое используют при переездах, просто смотав леску на него, а не на катушку.
Удочка из проволоки
Интересная конструкция донной удочки для ловли леща, где колебания лодки на волне компенсируются телом удочки, которое сделано из простого куска проволоки. Из проволоки сгибают удилище с мотовильцем для лески.
Жёсткость удилища должна быть небольшой, чтобы проволока сгибалась на волне и не происходил отрыв груза. В качестве сигнализатора поклёвки используют бубенчики или колокольчик, закреплённый к проволоке, а сама проволока должна быть жёстко закреплена на борту лодки и стоять вертикально. Удочка очень простая и может быть изготовлена своими руками.
Крепление удочек в лодке
Один из способов был уже описан — крепление удочек при помощи магнитов. Способ, хотя и кажется ненадёжным, прекрасно подойдёт для рыбалки. Применяется пара магнитов, и для того, чтобы их оторвать, потребуется усилие не менее трёх килограмм. Рыба часто даже не может развить такое, даже крупная. Кроме того, описанная Алексеем Стаценко удочка имеет плавучую конструкцию, и даже при случайной потере её можно будет потом поймать и вытащить обратно в лодку. Один магнит находится на удочке, второй — приклеивается к лодке.
Второй способ — это использовать весло, багор или какую-то палку. Удочки при этом стоят в лодке почти вертикально вдоль борта, а в комле они поджимаются веслом, положенным вдоль борта на банки. Крепление простое и не требует каких-то дополнительных приспособлений, но лучше работает на деревянной лодке. Кроме того, надо аккуратно вынимать удочку при поклёвке, чтобы остальные не свалились в воду.
Третий способ — использование специальных креплений. Они могут быть покупными или самодельными, иметь различную конструкцию (всех не перечислишь!). Недостаток такого крепления — оно обычно достаточно большое, занимает место в лодке. Тем не менее, это самый надёжный способ закрепить бортовую удочку, и если она тяжёлая и может утонуть — самый приемлемый для рыболова.
Способы ловли
Существует несколько способов ловли на бортовые удочки:
- Донная ловля (включая фидерную). Используется груз, который неподвижно лежит на дне и удерживает оснастку. Применяется чаще всего при ловле леща. Может использовать кормушку, связанную с удилищем, но чаще корм просто кидают вниз руками. является разновидностью бортовой донной ловли.
- Ловля с подвешенным грузилом. Напоминает поплавочную ловлю, но при бортовой ловле леща расстояние от основного грузила до подпаска и крючка должно быть больше, чем при ловле на поплавок. Делается это для того, чтобы при колебаниях на волне крючок продолжал лежать на дне, не отрываясь и не отпугивая рыбу.
- Ловля на мормышку. У рыболова в лодке меньше возможности придавать мормышке колебания, чем у рыболова на льду из-за волнения лодки. Поэтому применяют достаточно простые мормышки и достаточно простую широкую игру, выражающуюся в периодическом подтягивании мормышки вверх и свободном падении. Такая ловля обычно практикуется поздней осенью и позволяет привлечь леща, когда прикормка уже не так эффективна.
- Ловля на кольцо. Способ ловли хорошо подходит для ловли леща на течении. Используют кормушку, которую опускают в воду на отдельном шнуре и груз, свободно ходящий по этому шнуру. Груз может быть прикреплён к рыболовной леске или также свободно по ней ходить. В конце лески стоит один или несколько поводков с крючками, оттаскиваемых течением.