«Пасть Дьявола», «Кладбище кораблей», «Старый людоед» – так мыс Горн столетиями называли моряки и путешественники. Он является самой южной точкой архипелага Огненная земля. Это не просто точка на карте, а очень необычное и легендарное место.
Вписанный в историю судоходства и овеянный легендами
В этом месте самый ужасный климат. Температура колеблется от -2 до +14, теплее здесь не бывает. Основная особенность – практически не меняющаяся погода. З00 дней в году идет дождь и дует сильный ветер. Вот в этом ветре и кроется все коварство и негостеприимность мыса Горн. Дело в том, что этот ветер постоянно совершает «кругосветные путешествия», облетая вокруг планеты, не встречая никаких препятствий. И тут на его пути возникает узкий пролив. Вот ветер и беснуется, минуя ограниченное пространство.
В результате возле мыса Горн постоянно бушуют шторма, спускаются туманы и очень редко появляется солнце. У его мрачных скал нашли последний приют тысячи кораблей, а души экипажей (по верованиям моряков) превратились в альбатросов.
Даже открывали это место поэтапно разные путешественники и исследователи. Магеллан немного не доплыл до этого места. А вот Дрейк может и не планировал открывать пролив, но тут вмешался ветер подхвативший армаду и протащивший ее по водам. До открытого моря дошел только корабль самого Фрэнсиса Дрейка.
Окончательно удача улыбнулась голландским купцам Якобу Лемеру и Виллему Схаутену. Причалив 29 января 1616 года к неизвестной земле, они открыли новый остров и мыс. Первооткрыватели обогнули остров и назвали его в честь родного города и сгоревшего корабля Хорн (по-русски Горн).
Открытие мыса Горн и пролива Дрейка начало новую веху в истории мореплавания. Тысячи кораблей, груженных товарами, устремились по новому пути, борясь со стихией, выигрывая или проигрывая битву. Поток кораблей усилился в эпоху царствования чайных клиперов. Говорят, что паруснику могло понадобиться до трех недель на покорение мыса Горн.
Успешно пройти мыс Горн для моряков означало признание мастерства и уважение коллег. Даже сложилась особая традиция. После первого прохода мимо мыса Горн моряки имел право носить медную серьгу, после второго – серебряную, третьей была золотая серьга. Эта традиция сохранилась до наших дней.
Одни команды успешно преодолели мыс Горн, другие навеки упокоились в его неспокойных водах, но один корабль, согласно легенде, обречен на вечное скитание. Шкипер Ван дер Декен не смог обогнуть мыс Горн и поклялся повторять попытки вплоть до второго пришествия. Его неосторожное желание было исполнено, корабль стал легендарным «Летучим голландцем».
Непростая жизнь мыса Горн
Несмотря на неприветливый климат и удаленность от большой земли эта местность издавна была обитаемой. Остров и окрестности мыса облюбовали еще первобытные люди, хотя может быть в их времена эта местность была более благоприятной для проживания.
Чарльз Дарвин, совершавший путешествие на корабле «Бигль», обнаружил в этом районе племена индейцев яганов – настоящих морских кочевников. Они строили каноэ, плавали по бухтам и добывали в ледяной воде дары моря и рыбу, ловили зверей, птиц. К сожалению, эти удивительные люди вымерли после вмешательства в их жизнь европейских миссионеров и прочих добрых людей. Последняя женщина из этого племени (ее звали Абуэла Роса) умерла в восьмидесятых годах прошлого века.
На самом мысе европейцы селиться не рисковали, но зато они создали несколько поселений на островах архипелага. Сейчас на мысе Горн живут несколько человек обслуживающих знаменитый чилийский маяк. А неподалеку находится обитаемая военно-морская база, принадлежащая Республике Чили.
В память о капитанах и моряках, погибших у негостеприимных скал, на вершине мыса установлен огромный памятник в виде парящего альбатроса (1992 год). Инициаторами выступило Братство Капитанов мыса Горн созданное в 1987 году. Кстати, первое подобное сообщество появилось еще в 1937 году и назвалось «Братство капитанов дальнего плавания, прошедших мыс Горн». В 2010 году путешественник Федор Конюхов установил на мысе православный крест.
Современность морского пути, соединяющего океаны
Мыс Горн всегда создавал трудности для мореплавания, а ведь до появления Панамского канала он был единственной доступной транспортной артерией, соединявшей Тихий и Атлантический океаны.
Даже в наше время корабли избегают огибать опасный и непредсказуемый мыс Горн, предпочитая спокойный и безопасный путь, хотя современная морская практика и судостроение дают судам возможность бороздить самые сложные водные просторы.
Этой тернистой дорогой ходят только габаритные суда и танкеры, чей размер и водоизмещение не позволяют воспользоваться альтернативными путями.
Компанию большим кораблям составляют суда спортсменов и путешественников, а также большие круизные лайнеры с туристами, обожающими такие интересные места. Туристам, покорившим самый негостеприимный мыс планеты, выдают соответствующий сертификат.
В 2005 году мыс Горн признали Природным наследием человечества и передали под охрану ЮНЕСКО.
Мыс Горн координаты: 55°58’33″ю. ш. 67°16’33″з. д.