В процессе езды возможно появление неисправностей, которые вызваны износом, нарушением регулировки и правил техобслуживания.
При быстром их устранении будут исключены дальнейшие опасные для устройства аппарата последствия и гарантирована нормальная работа.
- Двигатель. Если он не запускается, то одной из причин может быть засор суфлирующего отверстия крышки топливного бака. Прочистите это отверстие.
- Трансмиссия. Если не переключается коробка реверса, то причиной может быть неисправность механизма переключения — отрегулируйте его.
- Ходовая часть. Частый симптом неисправности может, это люфт опорного катка на валу и биение его в боковой поверхности. Возможные причины: износ подшипника или изменение формы оси. Для решения проблем замените подшипник, осмотрите ось, при необходимости поменяйте ее.
- Механизм управления снегоходом. Признак поломки: тугое вращение руля. Причинами неполадки могут быть заедание рулевой оси,шкворня лыжи, или неисправность рулевого привода. Для решения первой проблемы смажьте подшипники, для второй рабочие поверхности.
- Электрооборудование. При наличии перебоев системы зажигания, слабой искре или отсутствии искры возможной причиной неисправности может быть нерабочая свеча (она замасливается, загрязняется). Способ устранения: очистите от нагара, промойте в бензине и хорошо протрите. Определите и устраните причины появления нагара (неверный состав горючей смеси – нарушение регулировки карбюратора). Также могут быть проблемы с проводом – замените его при пробое.
Если на снегоходе работает стартер, но при этом ось двигателя не вращается, то могут быть следующие причины неисправности: забоины на зубьях шестерни, отсутствие зацепления, пробуксовывание муфты свободного хода. Устраните забоины путём заправки повреждённых зубьев или замены изношенных элементов. Если пробуксовывает муфта, то её нужно отремонтировать в мастерской.
Популярный снегоход с двумя гусеницами и лыжей является незаменимым помощником в хозяйстве и для занятий любимым хобби. Буран высоко оценивают охотники, рыболовы и люди, которые живут и работают в регионах с суровым климатом. Аппарат подходит для поездки по лесу, помимо хозяйственного назначения часто используется в проведении различных мероприятий, подготовке лыжни.
Основательно конструкция аппарата не меняется более 40 лет, но производитель адаптировал его к современным требованиям. Преимущества очевидные: машина неприхотливая, продолжительное время служит своему хозяину.
Есть особенности устройства ходовой части снегохода Буран: небольшая рама и особенная конструкция: «1 лыжа с 2-мя гусеницами» делают аппарат «снежным мотоциклом», для управления которым не требуются большого навыка езды по глубокому снегу, машина легко маневрирует в лесу.
Транспорт имеет измененные внешний вид капота и схему установки: крышка откидывается, обеспечивая мгновенный доступ к любому узлу под капотом. Для повышения удобства снегоход оборудован современным сидением со снимающейся спинкой для пассажиров. Капот сделан из пластика, произведенного способом инжекционного литья: придает стойкость к окружающему воздействию – сильному удару, не раскалывается при морозе.
Особенности аппарата:
- Двигатель РМЗ-640 двухтактный и двухцилиндровый РМЗ-640, его объем 635 см3, мощность 34 л.с.
- Багажный отсек – вместительный, находится под 2-х местным сидением.
- Фаркоп входит в основную комплектацию и предоставляет возможность осуществлять буксировку прицепа весом до 250 кг.
Каждая деталь создана и реализована с учётом основной цели – безопасного использования клиентами.
Внимание! Соблюдайте меры безопасности. При покупке нового снегохода рекомендуется получить у дилера консультацию по вождению и обслуживанию. Качество работы данного аппарата обеспечивается при регулярном техническом обслуживании и ремонте у профессионалов в сервисе.
Устройство и работа комплектующих частей Бурана
У желающих приобрести эту машину, часто возникают вопросы по устройству российского снегохода Буран.
В нем используются следующие комплектующие:
- устройство силового агрегата;
- трансмиссия;
- механизмы и органы управления;
- корпус;
- электронное оборудование.
Перед началом работы рекомендуется прочитать руководство по эксплуатации, изучить подробно устройство ходовой части снегохода Буран и принцип функционирования узлов и каждой системы машины.
Устройство двигателя
На устройстве снегохода монтирован двухтактный, двухцилиндровый карбюраторный силовой агрегат принудительного воздушного охлаждения. Аппарат имеет петлевую кривошипно-камерную продувку. Ознакомьтесь с компонентами на чертеже (рис.1).
Таблица элементов двигателя
Компоненты устройства двигателя | Описание |
Коленчатый вал | На силовом агрегате монтирован коленчатый вал с 3-я опорами. На правой крайней части коленвала установлен ротор магдино, на левой – центробежный регулятор вариатора. |
Шатун | В каждом отверстии головок (верхней и нижней) шатуна 12 монтированы игольчатые подшипники разные размером: 16 и 9. Радиальный зазор в пределах от 0,012 до 0,024 мм. Зазор можно обеспечить сортировкой по размеру на размерные группы роликов подшипников, а также пальцев поршневых и кривошипных, которые соответствуют отверстиям шатунов. Маркировка отверстий сделана на стержне под всеми головками. |
Поршневое кольцо | На поршнях монтировано по 2 кольца 17. Замок включает тепловой зазор. После установки колец в цилиндр (ЦЛ) мотора зазор должен быть в пределах 0,25 мм (не меньше). Чтобы получить указанные зазоры можно подпилить торцы замка. Зазор между концами кольца и канавами во время сжатия должен оставлять до 0,115 мм. |
Поршень | На моторе имеются поршни: левый 19 и правый 22. Элемент установлен в ЦЛ с зазором, который между юбкой поршня и ЦЛ составляет 0,16 мм. При перегреве двигателя поршень будет заедать в цилиндре. Поршни есть 3-х групп: М, С, Б (наименьший, средний и наибольший). Обозначение группы с размерами нанесено на внутреннем поясе юбки поршня. |
Поршневой палец | В процессе сборки поршневые пальцы сортируются по внешнему диаметру на 2 группы. Группа маркируется светлой или темной цветами краски на конце пальца. В процессе сборки палец с поршнем подбирают 1-й группы. |
Головка цилиндра | Две головки ЦЛ размерами 20 и 23 изготовлены из Al сплава. Чтобы предотвратить изменение структуры головки и цилиндра, гайки шпилек следует затянуть крест-накрест в 2 шага: поначалу предварительно, а потом окончательно с затяжкой до 2,5 кгс/м. Сначала должны быть затянуты гайки крепления коллектора. Затягивать их нужно на не прогретом силовом агрегате. |
Цилиндр | 13 и 21 ЦЛ не являются взаимозаменяемыми. Для обеспечения селективной сборки сопряжения гильза-поршень, цилиндры производятся 3-х размерных групп. Размерные группы отмечены буквами: М, С, Б и ударным методом нанесены на поясе нижнего фланца цилиндра. При смене ЦЛ должен быть установлен новый соответствующей группы. ЦЛ монтируется на картер мотора, на верхний устанавливается головка. Между головкой и цилиндром имеется прокладка 18. Также имеется прокладка 11, находящаяся в центре между фланцем и опорной плоскостью. |
Картер | Эта деталь состоит из 2-х половин. Они соединены шпилями, ввернутыми в его верхнюю часть; гайки крепления затянуты с моментом 3 кгс/м. Для герметичности под головками болтов 73, ввернутых в данные изделия, монтированы прокладки из меди. |
Охлаждение двигателя | У включённого мотора температура должна быть до 200 °С. Чтобы поддержать температуру мотора в нормальных пределах, требуется использование системы воздушного охлаждения, включающая осевой нагнетательный вентилятор и дополнительные кожухи обдува.
Основа вентилятора — крыльчатка 24, запускающаяся клиновым ремнем 30 от ведущего шкива 36, установленного на роторе маховика. На торце валика крыльчатки есть ведомый шкив, включающий два диска-полушкива 29. Гайка крепления затянута с моментом 5 кгс⋅м. Во входной части вентилятора имеется воздухозаборник 31. |
На рисунке обозначены цифрами детали устройства силового агрегата, про которых было описано выше.
Рис. 1 – Двигатель
Внимание! При включении силового агрегата нужно иногда проверять качество натяжения вентиляторного ремня. Если оно слабое, то возможно проявление эффекта пробуксовки ремня на больших оборотах, его расслоение от нагрева. Если натяжение сильное, то ломаются подшипники крыльчатки. При попадании смазки на ремень возможно его разрушение. Не допускайте этого и вовремя заменяйте деталь.
Двигатель Буран оборудован механическим устройством, кроме Буран 4Т, 4ТД, на других моделях ставится электрический стартер. Ручной установлен на корпусе вентиляторе 4-мя вентиляторами. В корпусной части размещен шкив стартера с элементами храпового механизма. Возвратная пружина сделана спиральной, её концы выгнуты. Наружный конец пружины закреплен за литой отступ шкива, внутренний – за выступ.
Для справки: если выйдет из строя ручной стартер, есть возможность аварийного пуска мотора. Осуществляйте его согласно указаниям руководства по эксплуатации, подраздела 3.3.
Назначения других компонентов, предназначенных для работы мотора и его управления:
- Система питания.
- Топливный бак.
- Фильтр-отстойник.
- Ручной насос.
- Воздухоочиститель.
- Карбюратор.
- Топливный насос.
- Система выпуска.
- Подвеска силового агрегата. Упругие опоры этой части мотора состоят из прорезиненных амортизаторов, которые надеты на гайки. Последние же установлены на болты, которые вставлены в отверстия рамы.
К основанию мотор монтируется при помощи 4-х болтов. Для регулировки расстояния промеж шкивов вариатора осуществляется установка колец.
Рис. 1а – Подвеска силового агрегата Буран
На раме Буран двигатель с подмоторным основанием закреплен в 4-х точках. Упругая подвеска снижает передачу вибрации, функционирующего мотора на раму, и толчков, которые появляются во время движения.
Береговая спиннинговая ловля окуня весной, особенности тактики и выбора снастей
Трансмиссия (привод)
Трансмиссию устройства ходовой части снегохода Буран составляют два элемента: клиноременный тип вариатора и коробка реверса цепного типа. Вариатор (рис. 2) является клиноременной передачей с автоматическим изменением функциональных свойств шкивов (главного и ведомого) через центробежный регулятор при изменении оборотов мотора и кулачковой муфты при перемене сопротивления движению аппарата.
Основные части вариатора: ведущее фрикционное колесо с ободом (шкив) с центробежным регулятором, который установлен на оси мотора, и ведомое с кулачковой муфтой на головном валу коробки реверса, а также ремень.
Ведомое фрикционное колесо с ободом включает:
- неподвижный диск (НД) 21;
- подвижный (ПД) 1;
- возвратный тип пружины 22;
- полумуфта (ПФ) 3.
Последняя деталь шкива ведомого держится на оси от проворота шпонкой 2. В процессе работы вариатора, вкладыши 5 ПФ перемещаются по верху винта ПД. Пружина находится между двумя деталями – полумуфтой и ПД, и она имеет предварительное поджатие и закрутку на 120 градусов. Разрезное кольцо (РК) 28, которое установлено на оси пружинным кольцом 29, является ограничительной деталью, а именно останавливает движение ПД к НД и является одновременно упором для неподвижного, установленного на оси пружинным кольцом (ПК) 29, и упором для НД, установленного на валу при помощи шпонки 23, шайбы (Ш) 26, Ш контровочной 25, болта 24. Между деталями 28 и 21 есть регулировочные кольца 27 для получения нужного размера ведомого шкива. Для демонтажа НД есть 3 отверстия с резьбой.
Рис. 2 – Вариатор
Рис.3а – Коробка реверса
Коробка реверса (КР) снегохода предназначена для того, чтобы передавать крутящий момент от головного вала к осям основных звездочек гусениц, осуществления движения назад и разъединения мотора с ходовой частью.
Коробка (рис. 3а) включает валы: ведущий, для начала движения заднего хода, механизма переключения и цепной передачи, куда входят звездочки переднего и заднего хода, а также ведомая, механизм натяжения цепи и приводная цепочка (всего 98 звеньев).
Управление КР выполняется ручным образом, то есть приводом, который состоит из рукоятки переключения и тяги, соединяющей рукоятку вместе с рычагом механизма.
Ходовая часть
Состоит из гусеницы и лыжи. Разберем их строение подробнее:
- Гусеничный движитель содержит гусеницы, оси направляющего и ведущего типа со звёздами и балансиры катков. Гусеницы устанавливаются так, чтобы прямой угол грунтозацепов был направлен вперед, потому что они подминают снег под себя, не захватывая его.
- Скобы из стали, монтированные между окнами, созданы для точного вхождения в зацепление головных зубьев и звездочек направляющих. Езда с выпавшими скобами приводит к быстрому износу зубьев и гусениц из-за повреждения и разрыва перемычек между окнами.
Рис. 4 – Ведущая ось гусениц
Ведущая ось (рис. 4) расположена впереди рамы машина и включает в себя стальной полый вал 5 с приделанными ступицами 4, 2 и монтированными между ними звёздочками 3. Каждая из них может быть прикреплена к ступицам болтами и гайками. На концах вала находятся подшипники 10 и манжеты 9. Между опорой вала и манжетой стопорное кольцо 13.
Рис. 5 — Направляющий вал
Направляющий вал (рис. 5) содержит полный вал 23 с приделанными к нему ступицами 22, 17, которые поставлены между частями звездочек 19, подшипников и манжет: стопорное кольцо 12 и шайба 11 расположены между манжетой и подшипником.
Смазка опор осей осуществляется при сборке компонента и при обслуживании через отверстие в щеке балансира, которое закрыто заглушкой 13. Направляющий вал поставлен в важной части рамы на балансирах 24.
Другие компоненты ходовой части:
- Лыжа и ее подвеска. Рулевая лыжа сделана из стали, он штампованная. В нижней части лыжи монтирован полоз 16, который предохраняет ее от износа.
- Рулевое управление. Оно состоит из других компонентов: колонка руля, поворотный рычаг, шкворень, амортизатор.
Корпус
Является базой для установки каждого механизма и узла.
Главные компоненты корпуса:
- рама;
- кожух;
- сиденье;
- капот;
- приборный щит.
Рама несущая, она жёсткая и сварная. Элементы рамы произведены из листа стали. Жесткость конструкции обеспечена каркасом из углов и труб. Рама сделана из трубы, капот из стеклопластика закрывает отделение, состоящее из мотора и трансмиссии. Со стороны, где находится сиденье, двигатель закрыт кожухом и приборным щитом. На нем установлены приборы и элемент органов управления аппаратом. Откидное сидение, рассчитанное на 2 места, расположено на раме на петлях шарнирного типа.
В задней половине рамы находится грузовая площадка. По запросу потребителя, снегоходы марки Буран дополнительно оборудуются комплектом для установки лыж.
Механизмы управления и приборы
Расположение приборов управления показано на рис. 6.
Рисунок. 6 — Органы управления
Рычаг тормоза находится слева на руле. При нажатии на рычаг включается тормозной механизм, а при отпускании рычаг автоматом возвращается в первоначальное состояние. Замедление движения снегохода будет зависеть от качества снежного покрова.
Внимание! Быстрое и частое торможение аппарата, передвигающегося на большой скорости, может вызвать перегрев механизма тормоза, — это приводит к сильному снижению эффективности торможения.
Выключатель элемента стоп-сигнала ручного тормоза. При задействовании рычага тормоза, шток замыкает контакты, при этом включается лампа стоп-сигнала, которая установлена в фонаре сзади. После отпускания рычага, шток выключателя полностью размыкает контакты, при этом лампа гаснет.
Другие органы управления и механизмы:
- переключатель света;
- выключатель элементов нагревателей рычага газа (ВНРГ);
- выключатель зажигания (ВЗ);
- индикатор масла (ИМ);
- аварийный выключатель (АВ);
- спидометр;
- рычаг газа;
- ограничитель устройства стояночного тормоза;
- руль;
- замок зажигания;
- рукоятки стартера и переключения передач коробки реверса;
- рычаги топливных корректоров устройств карбюраторов;
- ручка сброса показания суточного счетчика;
- ручка насоса;
- выключатель прожектора (опционально):
- розетка (опционально):
- привод управления элементом карбюратора.
Внимание! Фиксация тормоза должна производиться при задействованной передаче коробки реверса.
Электрооборудование
На устройстве снегохода используется комбинированная система электронного оборудования (ЭО) напряжением 12 В; один провод для заднего фонаря, для другого ЭО — два провода.
Электронная система зажигания, работающая бесконтактным способом, создаётся разными производителями:
- ФГУП «УАПО», г. Уфа;
- ООО «Компания Флэймз», г. Москва.
Система зажигания должна ставиться на транспорт только в комплектах, при использовании отдельного элемента системы зажигания (кроме устройства маховика) может произойти повреждение мотора.
Другие элементы электрооборудования:
- статор;
- основание магдино;
- ротор;
- катушка системы зажигания;
- коммутатор;
- наконечник свечного типа;
- свеча;
- электростартер;
- реле стартера;
- фонарь сзади;
- предохранитель;
- фара;
- выключатель «стоп-сигнал»;
- регулятор напряжения;
- аккумулятор;
- электронная проводка;
- электронные разъемные соединители.
На некоторых модификациях Буран установлена система с электроблоком, который при получении информации с датчиков, находящихся на моторе, управляет форсунками и катушками системы зажигания.