16.04.2024

Почти в первый день весны

Spread the love

История эта, в общем-то, ничем не примечательная, случилась ровно год назад. Зима заканчивалась, но морозы стояли еще нешуточные, лед на реках и озерах был крепкий, и поклонники подледной рыбалки с удовольствием отдавали все свободные минуты любимому занятию.

В жизни каждого из них, случается, особняком стоит какое-то одно, любимое место для рыбалки со льда. Быть может, кто-то впервые вышел туда на лед и пробил свою первую лунку. Кто-то постоянно ловит плотву на стоячку или покаток. А кто-то, забыв обо всем на свете, расставляет свои жерлицы в обрамлении прибрежных камышей.

Мое место многим показалось бы странным. Казалось бы, стоит ли ловить рыбу прямо в городе? Но Киев тем и примечателен, что Днепр в черте города изобилует заливами и старицами, которые зимой усеяны черными точками «пингвинов», как белая простыня остатками шелухи от семечек, активно поедаемых во время просмотра очередного напряженного матча с участием родного «Динамо».

Правда, говорить о рыбном изобилии в последнее время не приходится. Но главному объекту подледной ловли — полосатому разбойнику по имени окунь, слава Богу, пока ничто не угрожает. А любителям его ловли грозит разве что тонкий лед, толстые снасти и неуемное рвение в бегстве от себя трезвого. В качестве частичной гарантии от первого — лучше ловить на льду больших заливов, там и окунь есть неплохой, и лед с середины зимы обычно стабильно крепкий.

Вот один из таких заливов и облюбовал мой «сенсэй» в подледной ловле (в миру _ Александр Даценко), и в один из морозных январских дней он таки вытащил меня на его лед. Нет, это была не первая моя подледная рыбалка в жизни — до того я пару-тройку раз ходил на подуста в Закарпатье, вместе с покойным ныне дедушкой. Однако никогда доселе не ловил на безмотылку и, собственно (в это тяжело поверить), никогда не ловил окуня и плотву зимой. А тут такое везение -мне посчастливилось взять урок у настоящего мастера безмотылочной ловли, да еще и выцыганить у него парочку уловистых мормышек-проволочек, и пройти курс «Основы безопасного времяпровождения на льду».

С тех пор вышеупомянутый залив (на карте «Собачье гирло» близ жилмассива Оболонь) и стал моим любимым местом в зимней безмотылочной ловле. Бываю я здесь не так уж часто, но почти каждый визит чем-то примечателен. Не стал исключением и тот, о котором пойдет речь ниже, хотя задумывался он как самый что ни на есть рядовой.

Как я уже имел неосторожность упомянуть, календарь дышал весной, но природа даже не думала сбрасывать свое снежно-ледяное одеяние. Как-то в пятницу, по дороге с работы, я понял, что планов на субботу по рыбалке у меня как бы и нету. «А не съездить ли наконец на РОП-б (так мы прозвали наш залив)?» — мелькнула мысль. Ведь не был там с прошлого сезона.

И хотя информация по месту отсенсэя и его учителя, дяди Сени, не обнадеживала (несколько рыбалок с невнятным результатом), все равно твердо решаю посетить «Собачье гирло». Тем более что гламурно-си-ноптический сервис «Гисметео» рисовал весьма привлекательное безветрие и тепло на субботу.

Утром я проснулся под шум «губатого», который бодро гудел в кронах деревьев. За стареньким окном моей съемной сталинки рисовалась нерадостная картина метели, а на градуснике угрожающе застыли тощие -11 друзей Цельсия. Я все-таки поборол кажущееся непреодолимым дикое желание залезть обратно под одеяло и сквозь движения зубной щетки хаял на чем свет стоит синоптиков, чем немало озадачил мою кошку по имени Дайва, которая сидела рядом и внимательно ловила каждое слово. Рутинная процедура по упаковке термоса с чаем и пакета бутербродов отняла пару минут, и вот я уже на улице. Ветер тут же радостно швырнул мне пригоршню колючих снежинок между глаз, и я окончательно отправил здравый смысл куда подальше и решил бороться со стихией до конца. И нет бы — поехать на метро, так лень-матушка одолела: зачем делать лишнюю пересадку? Полчаса против ветра до остановки прямой маршрутки оказались сущим «кайфом». Я как будто покорил Северный полюс, а был все еще далеко от заветного залива.

Надо сказать, что данная маршрутка всегда отличалась диковинным графиком движения, особенно утром. Заявлено, что первый автобус должен отправляться в 7.00. На остановку я притопал, шумно отфыркиваясь и помахивая пешней, в 6.48. Это здорово насторожило стоящую там пигалицу, которая сразу от меня отвернулась и, стоя вполоборота, иногда бросала презрительные взгляды. Сбоку девица была похожа на одну знакомую красотку Машу, с которой я проводил немало времени за изучением физики, программирования и других полезных дисциплин во время учебы в институте. Особенно ярким было сходство чуть ниже шеи и выше живота, учитывая, что девица стояла ко мне в профиль. Однако как только она, спасаясь от пронизывающего ветра, обернулась ко мне своим, так сказать, «анфасом», приятные мысли тут же исчезли, подобно тому, как адреналин исчезает из крови после схода щуки. К сожалению, внешнее сходство девицы с давешней Машей заключалось как раз только в упомянутой вначале области…

Тем временем народ собирался, а транспорта все не было. Часы радостно пропищали, что «уже полвосьмого, а ты, как идиот, стоишь с пешней на остановке». Я решил форсировать события и потопал на оживленную магистраль в районе Индустриального путепровода (+ 15 минут). Там ветер задувал не на шутку, и пока я еще десять минут ждал автобуса, успел даже продрогнуть. Сел в первый подвернувшийся, который ехал не в моем направлении, но делал остановку в районе метро «Петровка». «Пересяду на метро и доеду до «Минской», а оттуда — на троллейбусе», — радостно планировал я, совсем забыв о том, что еще час назад был прекрасный шанс с комфортом добраться на берег с куда меньшим числом пересадок и с радикально меньшей потерей времени.

Но не будем о грустном — ведь в маршрутке было так тепло… А в наушниках играл виртуоз Ричи из незабвенных «Дип Перпл». Я сонно наблюдал, как проплывают за окном Кирилловская церковь, трамвайное депо, завод «Маяк», «Петровка» и «Макдональдс»… Стоп! «Петровка»! Мне же выходить!

«На остановке!» — заорал я. Никакой реакции, автобус продолжал двигаться по второй полосе с завидной скоростью. И только когда я застучал зачехленной пешней по поручню, водитель удосужился высадить меня в районе окончания улицы Лайоша Гавро, где меня приветствовала радостным рыком здоровенная дворняга. Отмахнувшись от нее, я тяжелым шагом заковылял к метро (+ 15 минут). На удивление, дальнейший путь к заливу я проделал без особых приключений, если не считать того, что желудок неспокойно заурчал, когда нос учуял «фирменный» запах из «Макдональдса» в районе метро «Минская».

Почти в 9.00 я наконец торжественно вступил на песчаный берег залива «Собачье гирло». Ветер чудным образом стих, лениво каркали вороны, назойливых собак нигде не было видно. Почти идиллия по сравнению с предыдущими приключениями. Меня ждала стандартная процедура по переобуванию ног в бахилы, поэтому втыкаю пешню в прибрежный «льодянык», дабы не мешала. «Крррррэк!» — ухнула она, и здоровенный кусок рукоятки около метра длиной отломился навеки. Последующие минуты полторы трудно воспроизвести в памяти — все потонуло в пелене гнева, ярости и потоке нецензурной брани…

…Итак, подведем итоги: я опоздал на рыбалку, «немного» устал, пока «добирался», сломал пешню и пребывал не в самом радужном настроении. Казалось бы, дальше одна дорога _ домой. Зализывать душевные раны и наслаждаться теплом и покоем… Увы! Моя упрямая натура жаждала рыбьей крови не менее жестоких феодалов Арканара… Что ж, придется продолжить повествование.

Я почти не удивился, когда провалился почти по колено, сделав первый шаг на лед.

Однако дальше приключений, хвала Всевышнему, не было, и я продолжил свой путь на заветные места. Первое из них находилось в непосредственной близости от большого пляжа, который в народе именуется незамысловато: «Африка».

Как вскоре выяснилось, пробивать лунки моей «усовершенствованной» пешней таки можно. Но каких усилий это стоило! Вспомнился популярный КВНовский шарж «Дроздов с гитарой», когда «артист» выходит на сцену с этим инструментом и сообщает с характерным дроздовским выговором: «А сейчас поговорим о грифах…» На что «режиссер» отвечает: «Усложняем!» и импровизированной дубинкой разламывает гитару пополам… Примерно так было и в моем случае — чтобы совершить один полный цикл долбящих движений «пешней» (никаких гнусных ассоциаций, я попрошу!), мне приходилось:

1. Присесть на корточки.
  2. Взять в руки пешню, крепко обхватив ее за остаток рукоятки.
  3. Немного приподняться, высоко поднять руки вверх над головой (и немного за спину), подобно средневековому палачу, занесшему топор над шеей жертвы.
  4. Вдохнуть.
  5. Что есть мочи ударить острым концом пешни по льду в месте, где предполагается будущая лунка, при этом выдыхая и приседая.
  6. Повторить пункты 1-5 примерно 50-70 раз (количество долбящих движений сильно зависит от толщины льда в конкретном месте).

Как говорится, находчивее Мюнхгаузена — нет… Тем временем, пробивая первую лунку, я заметил, что мои действия привлекли внимание «пингвинов» поблизости, которые как раз собрались для совершения первого утреннего ритуала. До меня долетели обрывки фраз:

— Че-то он там шаманит…

— Та hi, то його просто черево розболiлось, он бачиш, аж беньки повилазили!

— Парень просто замерз!

Принимая во внимание сложность вышеописанного алгоритма, а также едкость комментариев вышеупомянутых «братьев по разуму», решаю рыбачить в старых лунках, а еще лучше — в свежепросверленных. Дела сразу пошли лучше, но окунь на «Африке» все равно не клевал. А я тем временем снова предался воспоминаниям о своих первых совместных рыбалках с сенсэем, когда тот опаздывал с утра, а я расковыривал старые лунки отверткой — ведь пешня была только у наставника. Были времена, и не жаловался ведь!

Но мы снова отвлеклись, а между тем ветер совсем стих и установилась чудная погода с синим небом и солнышком. Я добрался до перспективного места с кодовым названием «Пеньки», расковырял лунку, обильно засыпанную по окружности какой-то кашей, в тщетной надежде на плотву, которую безмотылкой ловить едва ли не увлекательнее, чем окуня. Но на первой же проводке кивок резко согнулся, а удар по мормышке я почувствовал аж рукой. С подсечкой я сплоховал, но сплоховал и окунь (а это был именно он), и через пару секунд стограммовый полосатый клиент уже ворочался у лунки. Ба! Да я таки нашел рыбу фото 5)

И следующие часа полтора это подтвердили: на фоне общего бесклевья по заливу я выловил десятка полтора окуней, некоторые из них были приятными как для черты города — граммов по 150. Рыба была крайне капризной, много сходов и ударов «по губам», над каждой поклевкой приходилось изрядно попотеть, подбирая частоту и амплитуду проводки и меняя их поочередно. Спасибо сенсэю — кое-чему научил

Но все же, когда клев ослабел, я решил, что с меня хватит, и, упаковав манатки в ящик, тяжелым шагом направился к остановке того самого проклятого маршрута. Там без приключений дождался автобуса, сел у окна, втайне желая, чтобы на следующей остановке рядом присела давешняя Маша. Но на следующей остановке вместо Маши села отакенная тетя в засаленном драповом пальто, с клетчатой сумкой в руках, от которой доносился какой-то подозрительный запах… Я решил больше не испытывать судьбу, и под аккомпанемент великой песни группы «Металлика» «И ничего больше» смиренно дотопал 2 км от остановки до дома (хотя мог сто раз на чем-то подъехать) и долго отогревался под душем. Позже, лежа под теплым пледом и пересматривая великолепный фильм «Легенды осени», я слушал мурлыкающую Дайву и размышлял над скрытым смыслом пословицы «без труда не вытащишь рыбки из пруда»… День явно удался.