Из явных плюсов модели и этой модификации в частности, является то, что машина способна преодолевать значительные расстояния в условиях зимнего бездорожья и буксировать сани с немалым грузом – до четверти тонны. Допускается эксплуатация машины при температуре окружающей среды в минус 40°С.
«Рысь» — это модельный ряд снегоходов (универсальных), которые производило Уфимское моторостроительное производственное объединение, начиная с 1991 г. «Рысь» 113 является первой моделью, которую сейчас уже сняли с производства. Она была копией со снегохода Arctic Cat (США), объем двигателя, у которого составляет 440 см3, с алюминиевыми незагильзованными цилиндрами, покрытыми слоем кремния. Для того чтобы лучше понять и представить, что собой представляет Снегоход Рысь модель 113, нужно изучить ее технические характеристики и особенности эксплуатации.
Как уже говорилось, снегоход Рысь 113 имеет алюминиевые цилиндры со специальным напылением, что и стало основной оплошностью конструкторов. Это обстоятельство способствовало прихватыванию алюминиевого поршня к сопрягаемой поверхности, и уже при небольшом пробеге двигатель мог выйти из строя.
Производство было прекращено Уфимским моторостроительным производственным объединением в 2009 году.
Особые требования эксплуатации снегохода Рысь 113
У этой модели есть ряд эксплуатационных особенностей, с коими нужно считаться, ведь данная техника до сих пор эксплуатируется и перепродается пользователями.
Что нужно знать:
- Нельзя масло и топливо, указанные в руководстве по эксплуатации менять на другие их виды. Применения бензина с содержанием метанола, например, может негативно повлиять на работу двигателя и в значительной степени уменьшить его пробег до текущего (капитального) ремонта. Кроме того это может ухудшить как рабочие характеристики машины, так и вывести из строя систему питания.
- Если снегоход находится на отстое в теплом боксе, то бак не следует заполнять полностью, поскольку горючее расширяется, и его часть может вылиться наружу.
- Обкатка снегохода Рысь 113 должна составлять не меньше 300км., при которой максимальная скорость передвижения составляет не более 45км/ч. без дополнительного груза и пассажира. Рекомендовано в процессе обкатки с периодичностью в 5-10 км. кратковременно разгонять машину до отметки в 60км/ч.
- В процессе эксплуатации нужно проверять рабочее состояние свечей зажигания на предмет нагара и обгорания электродов. Кроме того необходимо контролировать и выставлять (по необходимости) правильные зазоры между таковыми.
- Если снегоход оборудован 33 миллиметровым ремнем, то максимальная скорость передвижения не должна превышать 90км/ч., а при 28 миллиметровом ремне она допустима не более 75км/ч.
- Нельзя допускать долгой (более пяти минут) работы двигателя на холостом ходу – это приводит к нагарообразованию и закоксовыванию поршневых колец.
Превышение приведенных выше максимальных скоростей, тем более, длительное, ведет к перегреву двигателя, и, как следствие, прогоранию поршней!
Меры безопасности
Для того чтобы эксплуатация снегохода была в радость его владельцу, а наоборот, не привела к травмам или несчастным случаям, необходимо соблюдать следующие правила безопасности:
- Любое техническое обслуживание нужно проводить только при выключенном двигателе.
- Нельзя стоять впереди снегохода, когда двигатель работает.
- Категорически воспрещается эксплуатировать машину без кожухов, которые ограждают вращающиеся части!
- Заправка топливом производится только при заглушенном двигателе. Бензин не должен попадать на горячий двигатель. Дозаправка осуществляется только с проветренном месте. При этом нельзя курить! Топливная пробка снимается медленно, поскольку топливо в баке может быть под давлением.
- Нельзя осуществлять пуск двигателя со снятым ремнем вариатора.
- Запрещается производить запуск мотора снегохода, если болт, который крепит центробежный регулятор, не затянут.
- Не допускается касание рук к проводам при работающем двигателе, которые идут от магнето к трансформаторам.
Снегоход рысь 113: технические характеристики
На снегоход установлено следующее оборудование:
- Спидометр
- Дисковый тормоз
- Передняя фара
- Задний фонарь с габаритными лампами и стоп-сигналом
- Два боковых катафота
- Ручной стартер
- Кнопка аварийной остановки двигателя
- Подножки с противоскользящей поверхностью
- Защитные кожухи, закрывающие вращающиеся механизмы
- Ветровое стекло с окантовкой (эластичной)
Помимо перечисленной комплектации снегоход Рысь 113 имеет следующие характеристики: двигатель объемом 440 куб. см, двухтактный.
Особенности задней подвески снегохода Рысь 113
Маловероятно, что можно найти снегоход Рысь 113, на котором задняя подвеска с идеальном состоянии.
Однако это вовсе не означает, что ее ремонт или даже полное восстановление невозможно – все узлы и детали есть в продаже в специализированных, а также и в интернет-магазинах.
Альтернативные модели снегохода Рысь
Как уже упоминалось. Рысь 113 давно снята с производства, и ей на замену пришли другие снегоходы того же бренда. О них стоит поговорить отдельно.
Основными представителями «семейства» снегоходов «Рысь» являются (кроме 113-й) модели:
- 119
- 440
- 500
Они модернизировались, многое менялось, надежность их улучшалась.
Рысь 119
На смену уже известной сто тринадцатой модификации стали впускать Рысь 119.
Отличия:
- Новый дизайн капота, а также поддона дна моторного отсека. Вместо ранее используемого хрупкого стекловолокна производители применили пластик.
- Двигатель модернизирован. Объем уменьшили до 432 см3. Цилиндры изготовили с более широкими окнами продувки. Применены гильзы. Все эти новшества улучшили охлаждение мотора и уменьшили вероятность заклинивания поршней на разогретом двигателе.
- Применили широкую гусеницу, что высоко оценили охотники, пограничники и геологи. Это позволило в значительной мере улучшить проходимость на различном типе снега.
Испытания новой (на то время) модели проводили в суровых условиях Якутии, при которых снегоход зарекомендовал себя гораздо лучше предыдущей машины. Ей удобно управлять – руль не задевает колени при самых крутых поворотах, а площадки для ног дают возможность чувствовать себя комфортно. Сиденье мягкое.
Простота конструкции позволяет производить мелкий ремонт в домашних условиях.
Запчасти, а также узлы имеются в продаже в специализированных магазинах. Стоимость их доступна.
Выпуск прекращен в 2009 году, поэтому доступны только подержанные машины.
Технические характеристики:
- Габариты (длина, ширина, высота, в мм.) — 3240×1080×1225
- Гусеница (длина, ширина, в мм) — 3700×380
- Масса (сухая, в кг) – 250
- Вместимость – 2 человека
- Максимальная скорость, км/ч – 90
- Вес груза, буксируемого на санях, в кг. – 250
- Передняя подвеска – классическая, рычажная, пружинно-гидравлическая (с балансированными тележками)
- Задняя подвеска – склизовая
- Тормоз (рабочий) – дисковый, плюс ручной тросовый привод
Комплектация:
- Реверс – механический.
- Подогрев ручек.
- Спидометр.
- Ветровое стекло.
- Фаркоп.
- Электростартер.
- Топливный датчик.
- Багажник.
- Двухтактный двигатель РД-440.02. Охлаждение – принудительное, есть осевой вентилятор.
Объем, см3 | 431 |
Номинальная мощность, в л. с. | 38 |
Цилиндры, колич. | 2 |
Диаметр цилиндра, в мм. | 65 |
Потребляемое топливо — бензин | Аи-92 (смесь с маслом). |
Расход топлива при скорости в 60км/ч, в л/ч | 18-20 |
Система зажигания | Электронная. бесконтактная |
Емкость бака, в л. | 24 |
Система пуска | Ручной стартер |
Система смазки | Совместно с топливом |
Система питания | Карбюратор |
Рысь 440
Технические характеристики:
- Габариты (длина, ширина, высота, в мм.) — 3200×1240×1420
- Гусеница (ширина, в мм) – варьируется от 380 до 500
- Вместимость – 2 человека
- Масса (сухая, в кг) – 280
- Четырехтактный двигатель
- Максимальная скорость, в км/ч. – 90.
Комплектация:
- Ветровое стекло
- Подогрев рукояток
- Тахометр
- Багажник
- Обрезиненные гусеницы имеют армированные стержни
- Подвеска – пружинно-гидравлическая
- Электростартер
- Фара
- АКБ
- Спидометр
- Вариатор – клиноременный, бесступенчатый, автоматический
- Тормоза – дисковые, фрикционного механического типа. Привод – ручной
Характеристики силовой установки:
Объем ДВС, в см3 | 431-440 |
Мощность, в кВт/л. с. | 26,5/38 |
Номинальная частота вращения, в об/мин. | 6000 |
Степень сжатия | 5,8 |
Диаметр цилиндра, в мм. | 65 |
Топливный бак, в л. | 18 |
Применяемые топливо – бензин | АИ-92 |
Цилиндры, колич. | 2 |
Система смазки | Совместно с топливом |
Расход, в л/100 км. | 20 |
Система питания | Карбюратор, Mikuni VM 34-622 |
Система зажигания | Электронная, бесконтактная |
Рысь 500
Рысь 500 – последняя модель УМПО.
Модификации:
- Рысь 500+. Версия представляет собой, скорее, туристическую машину, нежели чем рабочую. Ширина гусеницы – 500мм., это обеспечивает отличную проходимость на любой поверхности. Машина укомплектована электростартером.
- Рысь 500М. Базовая версия с измененным капотом. Имеется однокамерный карбюратор Mikuni (Япония). Электрический стартер.
- Рысь 500МП. Коробка перемены передач шестеренчатого типа. Практически полное внешнее сходство с предыдущей Рысью. Электрический стартер.
Снегоход пользуется немалой популярностью у рыбаков, охотников.
Технические характеристики:
- Габариты (длина, ширина, высота, в мм.) — 3200×1240×1320
- Цепной привод гусеницы (22 звена), шаг – 16мм
- Гусеничная лента – армированная, тканерезиновая, с прорезиненными катками
- Высота грунтозацепов, в м. – 23
- Длина шага ленты – 50.5 мм. винтовой тип натяжения
- Бензиновый четырехтактный ДВС
- Галогеновая фронтальная фара
- Масса машины, в кг – 280
- Тип управления – гидравлический
- Тормоза – механические, дисковые
- Лыжи – опорно-поворотные
- Передняя подвеска – независимая, маятниковая
- Задняя подвеска – катково-склизовая
- Максимальная скорость, в км/ч. – 90
- Максимальная масса транспортируемых саней, в кг. – 250
Объем ДВС, в л. | 0, 431 |
Мощность, в кВт/л. с. | 29,42/40 |
Цилиндры, колич. | 2 |
Топливный бак, в л. | 28 |
Применяемое топливо – бензин | АИ-92 |
Расход, в л/100 км. | 20 |
Система зажигания | Электронная, бесконтактная |
Система охлаждения | Воздушно-принудительная |
Система смазки | Совместно с топливом |
Цены и отзывы владельцев
Средняя цена на Рысь 113 варьируется от 60 до 75 тыс. руб.
Эти машины обладают рядом достоинств, не лишены и недостатков.
Снегоход Рысь 113, как любая техника имеет различные отзывы владельцев, которые приведены ниже. Их анализ сводится к определенным выводам.
Цена на рысь 440:
- 1995-97 г. – 95-110 тыс. руб.
- 2001-02 г. – 115-130 тыс. руб.
- 2004-05 г. – 145-160 тыс. руб.
В связи с полным прекращением серийного производства снегохода Рысь 500, очень сложно найти этот снегоход в новом техническом состоянии. Доступны только подержанные машины, цена на которые варьируется от 80 до 150 тыс. руб.
Плюсы
- Снегоход обладает отличной проходимостью
- Пригоден как для прогулок, так и для охоты, рыбалки
- Хорошая устойчивость
- Комфортнее тог же Бурана
- Сравнительно невысокая цена
- Недорогие запчасти по сравнению с комплектующими для импортных снегоходов
Минусы
- Неудобная посадка
- Низкое сиденье
- Мало мощности
- Узкая гусеница
- Жесткая подвеска
- Большой радиус разворота
- Цепная коробка не обладает надежностью